Социализация приемных семей. Лекции и мастер-классы по живописи
Весной 2023 году ФПИ «Краски жизни» начал реализацию своего благотворительного проекта об искусстве и творчестве для детей-сирот и приемных семей. Первый этап реализации программы был рассчитан на поддержку института приемной семьи, а его участниками стали подопечные благотворительного фонда помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Дети ждут», и их приемные родители. Разработали и проводили проект живописец-педагог художественной галереи «Краски жизни» Татьяна Машкарова и приглашенный лектор-искусствовед Анна Горькая.
Детям и взрослым предлагался целый комплекс занятий по изучению изобразительного искусства и приобретению практических навыков рисования. Для участников проекта проводились небольшие уроки на знакомство с разными живописными жанрами, их особенностями, историей развития. Большой иллюстративный материал помогал глубже проникнуть в тему вопроса, а разнообразные задания и игры с произведениями искусства способствовали более легкому и интересному усвоению материала. В ходе занятий участники проекта познакомились со многими жанрами изобразительного искусства – анималистка, натюрморт, пейзаж, портрет, религиозный и сказочно-былинный жанры – и узнали увлекательные подробности о разных живописных шедеврах.
После освоения лекционного материала ученикам предлагалось закрепить знания на практике с помощью творческого урока. Во время мастер-класса дети и взрослые не только рисовали в том жанре, который они изучали до этого, но и знакомились с разными техниками и художественными материалами. Анимализм помог освоить технику рисования акварелью «по-сырому», во время изучения религиозного жанра было проведено занятие по созданию витражей, портреты создавались с помощью коллажной технологии, и это лишь малая часть – еще были пластилин, гуашь, масляная пастель. Особенностью проекта была и направленность на формирование близости между родителями и приемными детьми: участникам предлагалось выбрать и нарисовать свою семью животных, составить свой семейный натюрморт или сделать портреты своих близких.
Благодаря такому комплексному подходу взрослые и дети не только узнали много нового, но и закрепили эти знания практическим путем. Но что важнее всего, для них был организован качественный досуг в психологически безопасных и комфортных условиях. Художественное творчество в его разных проявлениях, получение положительных эмоций и впечатлений способствует созданию доверительных отношений между родителем и ребенком.
Своеобразным способом эстетотерапии являлось также и нахождение участников проекта в пространстве художественной галереи, где проводились занятия, их знакомство с оригинальными произведениями современных художников – дети и взрослые всегда с интересом ходили по выставкам галереи и увлеченно рассматривали живописные полотна.
Ответить на несколько вопросов про проект и чуть более подробно рассказать о его значимости мы попросили художника-педагога, проводившего для семей творческие мастер-классы, Татьяну Машкарову:
Как занятия творчеством помогают сближению между родителями и их детьми?
Думаю, самое ценное в нашем проекте – это заниматься творчеством с близким человеком. Сидеть вместе рядом, обсуждать, находить какие-то общие решения, учиться друг у друга, вместе размышлять, смотреть, что получилось в итоге, и ещё раз убедиться в поддержке, семейной поддержке! Жизнь так быстро бежит мимо нас: мы спешим, работаем, торопимся… замечательно, когда можно остановиться и позаниматься чем-то интересным с любимым человеком.
Зачем современному ребенку заниматься творчеством, изучать искусство?
Творчество ребенка начинается с того момента, как только он берет в руки карандаш. А детское творчество, чистое, яркое, искреннее – это настоящее ИСКУССТВО. К тому же во все времена детей знакомили с поэзией, музыкой, историей искусства, картинами, скульптурами и т.д.
Это необходимо для формирования личности, художественного вкуса, ведь всегда радует, когда цветок тянется к солнцу. Не говоря о том, что это очень полезно – творчество способствует развитию усидчивости, моторики, воображения, развиваются и навыки познания окружающего мира с помощью художественных приемов, приобретаются новые знания…. После занятий творчеством человек уже по-другому смотрит на мир. Появляются иные цвета, интересные образы, искусство – это как духовная подпитка для каждого человека.
Ваши занятия – это тематические уроки, а как вам кажется, какая тема занятия была самой запоминающейся и интересной для участников проекта?
Самая интересная тема для участников, наверное, была «сказка». Дети и взрослые оживленно слушали лекцию и с удовольствием рисовали сказочных героев. Но и другие темы были им интересны! Все ребята любят животных, поэтому и анималистика им понравилась; а поставить и исполнить свой семейный натюрморт – это ведь тоже очень интересно! Особенно после лекции, в которых Анна делилась секретами и тайным языком предметов. Все знают и акварель, и гуашь, и акрил, и другие художественные материалы, но, думаю, как детям, так и взрослым было интересно ещё раз вернуться к этим хорошо известным с детства краскам и материалам для рисования. Все остались довольны и росписью по стеклу – созданию собственных витражных тарелок, но, думаю, всё-таки важен сам процесс, не важно каким материалом его исполняют.
Позитивный опыт проекта, огромный интерес к занятиям со стороны участников и их положительные отзывы демонстрируют, что программа получилась важной и значимой, и позволяют надеяться, что в дальнейшем она обязательно будет продолжена.
Анна Горькая
искусствовед, экскурсовод, преподаватель